Внутренние контролируемые
Это риски, которые возникают внутри компании, но которые мы можем контролировать. Обычно они связаны с ошибками, несоблюдением процедур, мошенничеством и недобросовестными действиями.
Ошибочно считать мошенничество “человеческим фактором”, а значит - неконтролируемым риском. Всё, что мы можем исправить с помощью процедур, относится к контролируемым рискам.
- Источник: внутренние процессы, люди, системы. Это риски, возникающие из-за неэффективности, ошибок, несоблюдения процедур или недобросовестных действий.
- Примеры: мошенничество, хищения, сбои в операционной деятельности, несоблюдение стандартов качества, человеческий фактор (ошибка сотрудника).
- Цель управления: ликвидировать или минимизировать. Эти риски не создают стратегической ценности, поэтому ими нужно управлять через строгий контроль, процедуры, внутренний аудит и культуру соблюдения правил.
- Ключевой инструмент: система внутреннего контроля
Внутренние неконтролируемыеОсновной источник внутренних неконтролируемых рисков - это “человеческий фактор”. Кроме того, в эту категорию входят риски связанные с обучением и знаниями, риски корпоративной культуры, социальная динамика и лидерство.
Рассмотрим внутренние неконтролируемые риски подробнее с точки зрения их источника.
1/4 Человеческий факторЧеловеческий фактор связан с чувствами и эмоциями людей. Мысли, эмоции и неосознанные действия людей невозможно контролировать. Люди несовершенно. Люди совершают ошибки. Некоторые из таких ошибок могут стоить миллиарды долларов, другие - десятки тысяч рублей. Но все они происходят, с той или иной степенью регулярности.
- Творческий спад / выгорание ключевых сотрудников: творческие люди не стабильны. Сегодня идеи есть - завтра нет, и это правда жизни. Можно заплатить людям огромные зарплаты или бонусы, но в итоге не получить или перестать получать ожидаемый результат.
- Неформальная коммуникация и слухи: никто не сможет отменить кухню, курилку или (в онлайне) чатике со сплетнями. Опять же потому, что это в человеческой природе - обсуждать других. А ещё люди любят болтать с бывшими сотрудниками, даже тогда, когда бывшие уходят работать к конкурентам. Я уже не говорю про ситуации, когда у людей случается любовь, а они внезапно работают в конкурирующих компаниях и обсуждают рабочие дела (конечно).
- Сопротивление изменениям: даже при идеальном планировании сотрудники будут сопротивляться изменениям. И прогнозировать, как будет принято какое-то изменение, на самом деле невозможно. В совершенно небольшом кейсе можно поймать очень сильное сопротивление.
- Неконструктивное поведение в командах: люди конфликтуют, делятся на своих и чужих. Воюют отдел с отделом. Всё это влияет на результаты, на изменения, на трансформацию и на стратегические решения. Как итог - непредсказуемые последствия.
2/4 Риски, связанные с компетенциями и знаниями- Скорость обучения: в быстро меняющейся среде можно инвестировать в обучение, но невозможно контролировать, насколько быстро тот или иной сотрудник или команда действительно усвоят новые навыки и начнут применять их эффективно. Поэтому возникает риск, связанный с недостаточной (или неравномерной) скоростью обучения.
- Накопление "долга знаний": когда ключевые эксперты уходят, они забирают с собой неформальные, нигде не записанные знания. Предотвратить это полностью невозможно, можно лишь митигировать последствия (программы наставничества, базы знаний).
3/4 Риски корпоративной культурыКультура - это мощный внутренний актив, но и источник риска, которым невозможно управлять директивно.
- Склонность к излишнему риску или, наоборот, консервативность: сложившаяся со временем культура ("здесь так принято") часто сильнее формальных приказов. Если в компании исторически поощряли "героев", нарушающих правила для результата, очень сложно быстро внедрить культуру строгого соблюдения процедур. Это в итоге порождает другие риски.
- Этические сбои на низовых уровнях: несмотря на все правила и обучение, невозможно гарантировать, что каждый сотрудник в любой ситуации примет этичное решение, особенно под давлением KPI. Скандалы, подобные скандалу с Wells Fargo (см пост в моём тг канале https://t.me/irregular_leader/415), где сотрудники создавали миллионы фейковых счетов для выполнения плана, - яркий пример внутреннего неконтролируемого риска, порожденного культурой и системой мотивации.
4/4 Риски, связанные с социальной динамикой и лидерством- Потеря доверия к конкретному лидеру: Доверие - это эмоция. Его можно легко потерять из-за одного неверного шага, и его невозможно восстановить приказами сверху.
- Неформальное лидерство: В организации всегда есть неформальные лидеры, мнение которых может быть весомее, чем у прямого руководителя. Невозможно назначить такого лидера, но стоит учитывать его влияние, которое может быть как позитивным, так и деструктивным.
Внешние контролируемыеВнешние контролируемые риски - это риски, которые существуют
вне компании, но которые компания
может так или иначе контролировать.
Обычно это риски, которые компания принимает на себя сознательно для получения стратегической выгоды. Их нельзя избежать, не отказавшись от стратегии.
- Примеры:
- Выход на новый рынок.
- Запуск нового продукта.
- Крупное слияние или поглощение (M&A).
- Внедрение инновационной, но непроверенной технологии.
- Действия конкурентов.
- Цель управления: не избежать, а активно управлять этими рисками для максимизации шансов на успех. Это требует мониторинга внешней среды, сценарного планирования и гибкости стратегии.
- Ключевой инструмент: стратегический контроль, сценарное планирование и анализ "слепых зон"
Внешние неконтролируемые (часто непредсказуемые)Внешние неконтролируемые риски - это риски, которые существуют
вне компании, которые
невозможно предсказать и на которые
нельзя повлиять.
- Примеры: стихийные бедствия (землетрясения, ураганы), политические потрясения (войны, революции), пандемии, внезапные изменения в законодательстве, террористические акты.
- Цель управления: снизить воздействие, а не вероятность. Поскольку предотвратить их невозможно, фокус смещается на обеспечение устойчивости бизнеса и непрерывности деятельности.
- Ключевой инструмент: Планы действий в чрезвычайных ситуациях (Crisis Management Plan), планы обеспечения непрерывности бизнеса (Business Continuity Plan), резервирование мощностей, страхование.